Франчайзинг - это одна из форм договорных отношений, вид лицензирования, при котором один субъект (франчайзер) передает другому (франчайзи) право на ведение аналогичного бизнеса. Франшиза - это, собственно, продукт, сам бизнес, который передается.
Возьмем, к примеру, условную компанию "Петров и сыновья". Дела у нее идут хорошо, фирма развивается и владелец, чтобы вывести компанию на принципиально иной уровень, решает отныне работать по системе франчайзинга. То есть он готов, чтобы другие люди открывали фирмы под брендом "Петров и сыновья" и получали от этого прибыль. Как только такой человек находится, с ним заключается договор и передается так называемый "пакет франшизы" - стандарты ведения бизнеса, обучающие материалы, маркетинговые исследования, реклама и полиграфия, логотипы, то есть все, что нужно, чтобы новый партнер успешно открыл и вел бизнес.
Чем она удобна система франчайзинга? Франчайзер может быстро развить свой бизнес и получать большую прибыль (от всех партнеров он получает процент от прибыли). Франчайзи же, открывая бизнес под раскрученным брендом, снижает риски своего банкротства.