Концепция эквипотенциальности полушарий предполагает оба полушария головного мозга, как изначально равные друг относительно друга, по отношению ко всем их функций, в том числе равенство подразумевается и относительно функций речевого аппарата. В пользу данной концепции были выдвинуты данные о высокой степени пластичности мозга у ребенка, а также о свойствах взаимозаменяемости функций головного мозга для его симметричных отделов на ранних этапах развития мозга ребенка.
Так, например, функциональная пластичность полушарий проявляется в возможности восстановления функций речи, в случаях локальных поражений левого полушария, за счет переноса из левого полушария в правое функциональных центров речи.
В соответствии с концепцией прогрессивной латерации, каждое из полушарий имеет специфическое предназначение, начиная уже с момента рождения. Так, например, установлено, что еще за долгое время до действительного развития речевой функции, уже у плода, возможно обнаружение проявлений межполушарных асимметрий в строении будущих речевых зон.
При проведении исследований на годовалых детях, были обнаружены признаки, что свидетельствовали в пользу неравнозначности полушарий в их функционых свойствах, относительно воздействия речевых стимулов, что подтвердждается концепцией прогрессивной латерации, указывая на наличие у праворуких детей признаков специализации левого полушария под речевые функции.
И несмотря на то, что у детей правое полушарие играет доминирующую роль в процессах речи. Прогресс речевого развития связывается именно с активным включением в речевые функции левого полушария, с последующим его доминировании у взрослого человека. Именно левое полушарие ответственно за сознательный и произвольный уровень в организации речевой деятельности.