В старину школы часто располагались при церквях и монастырях. И вообще влияние религии на процесс обучения было очень велико. Дети в обязательном порядке молились, изучали Слово Божье, читали или слушали жития святых и праведников. Часто функции учителя выполнял священник. Сейчас в некоторых школах тоже изучают основы религии, но все же это не мешает школе быть светским учреждением, отделенным от церкви.

Не было строгого деления на классы. Дети сидели в одной комнате, слушали учителя. Учитель давал ученикам индивидуальные задания, в зависимости от того, как далеко ребенок продвинулся в учении. Поэтому нередко получалось так, что кто-то только начинает знакомиться с буквами, а кто-то уже читает склады. Писать начинали после того, как освоили до конца весь алфавит. В современных школах дети делятся по классам и учатся по единой программе. Письмо осваивается параллельно с чтением.
В Древней Руси не считалось зазорным физически наказывать учеников за какие-то провинности. Секли розгами, ставили на горох, оставляли без обеда. Сейчас такое недопустимо. Применяются только нетелесные наказания: замечания в дневник, вызов родителей к директору, двойка по поведению, лишение права участвовать в каких-то внеклассных мероприятиях.

Разумеется, отличалась и программа. В школах Московской Руси детям давали лишь основные, базовые знания и навыки. Сейчас программа более насыщенная и объемная. Современные школы гораздо лучше оснащены материально и технически.