Во-первых, численностью членов. При монастыре (мужском или женском) живут несколько десятков человек, секта же объединяет гораздо меньшее число ревностных приверженцев той или иной религии. Во-вторых, монастырь предполагает наличие определенной территории и культовых строений, члены же секты могут собираться разве что на квартире харизматического лидера и то не всегда легальным образом. В-третьих, монастырская община никогда не противопоставляет себя официальной религиозной организации и является ее неотъемлемой частью, тогда как главной причиной возникновения секты является резкое расхождение по вопросам веры отдельных прихожан и "отцов церкви". В-четвертых, монастыри, особенно в старину, были центрами грамотности. Монахи были учителями и летописцами. Предводители же секты ничего, кроме смуты в умах, посеять не в состоянии. В-пятых, монастырем называется не только место и территория, но и памятник культуры, сектой - только тип религиозной организации.