В устройстве промышленных инженерных систем (газопровод, водопровод, канализация) широко используются различные вентили и задвижки. Это совсем не одно и то же, как кое-кто думает. Вентиль и задвижка отличаются и строением, и особенностями эксплуатации, поэтому не могут заменять друг друга.
Вентиль устанавливается на трубопроводе на проходных отверстиях для их открывания и закрывания. Вентиль перекрывает данное отверстие клапаном, который прижимается к седлу горизонтально, параллельно потоку. При этом поток делает двойной изгиб под углом 90 °. Вентиль имеет шпиндель, который вращается с помощью рукоятки.
Задвижка выполняет такую же функцию, но действует по-другому. Отверстие перекрывается заслонкой, которая опускается перпендикулярно потоку жидкости или газа. Запорная часть задвижки может быть шланговая, параллельная или шиберная, а шпинделя – вращаемые или выдвижные.
Если диаметр трубы превышает 300мм или давление рабочей среды высокое, то используют задвижки. Вентиль же в таком случае будет создавать большую нагрузку на конструкцию. Хотя вентиль дешевле и легче вращается при большом давлении. Так как задвижка не имеет изгибов, в ней не возникает сопротивление, заслонка плотно прилегает к седлу. Поэтому задвижка является более надежным устройством. Задвижка может обеспечивать подачу рабочей среды в обоих направлениях.
Хотя и вентиль также имеет свои преимущества. Он может использоваться как регулирующий элемент, тогда как задвижка может пребывать либо в открытом положении, либо в закрытом.
Рис. 1. Устройство вентиля: 1 - маховик; 2 - втулка; 3 - набивка сальника; 4 - корпус головки; 5 - резьба штока; 6 - изоляция; 7 - клапан с прокладкой.
Рис.2. Схема задвижки 30б2бк: 1 – корпус; 2 – клин; 3 – гайка; 4 – шпиндель; 5 – резьбовая втулка; 6 – крышка; 7 – сальниковая набивка; 8 – втулка сальника; 9 – гайка накидная; 10 – маховик; 11- шайба; 12 – гайка.