Бензиновый и дизельный двигатели принципиально отличаются особенностями своей работы, поэтому отличаются и масла для них отличаются своим составом и свойствами.
Работа дизельного двигателя отличается высокой теплонапряженностью, топливо сгорает в нем быстро, образуя много сажи и нагара, которые загрязняют двигатель. Само же дизельное топливо, в отличие от бензинового, содержит большое количество серы и в процессе работы двигателя образуются окислы и кислота, которые очень агрессивно и разрушительно на него воздействуют.
В связи с этим дизельное масло в своем составе содержит определенные присадки (щелочные), которые нейтрализируют кислоты и противоокислительные присадки. В дизельном масле содержится значительно больше, чем в бензиновом, диспергирующих и моющих присадок, благодаря которым частички сажи удерживаются во взвешенном состоянии. Это снижает нагарообразование на внутренних деталях двигателя. Особенности режима работы дизельного двигателя приводят к тому, что присадки очень быстро теряют свои свойства, и замена масла для него требуется чаще, чем для бензинового.
Различить вид масла поможет маркировка. Согласно американской классификации дизельное масло обозначается буквой «С», а бензиновое – «S». Вторая буква маркировки обозначает качество масла. На этикетке универсального масла присутствуют обе буквы (С/S). Согласно европейской маркировке, дизельному маслу отвечает буква «В», «Е», а бензиновому – «А» с определенными цифровыми индексами, указывающими на качество масла. Универсальное масло маркируется буквой «С».