Акмеизм - литературное течение XX в. в русской поэзии второго десятилетия. Выделился акмеизм из символизма. Отличительными гранями акмеизма выделялось проповедование ясного, "простого" и свежего поэтического языка, в котором слова могли четко и прямо обозначали бы предметы, при этом не обращаясь, как в случае с символизмом, к "таинственным мирам". Слово Акмеизм происходило от греческого "akme" - "высшая точка, острие", что указывало на вектор Акмеизма, что был направлен к особо-точно изложенному образу.
Представителями акмеизма являлись Н. Гумилёв, О. Мандельштам, С. Городецкий,
А. Ахматова и др.
Так или иначе, та реальность стремление к которой настойчиво устремлял акмеизм, была весьма ограничена картинами прошлого, галантной экзотикой, природой, миром вещей, а также взаимоотношениями людей личного масштаба. Однако, в условиях революционного времени, создав при этом немалое количество интересных лирических стихов, акмеисты поэтому не смогли стать вровень с запросами эпохи и канули в лету., а в ряде случаев вступали с ним в противоречие. Статья Александра Блока "Без божества, без вдохновенья"
, к примеру, рассматривает вопрос о слабости акмеизма с точки зрения автора.
Символизм.
В Древней Греции под словом символ(symvol) воспринимались две половины палочки, что будучи разрезанной, помогала в далеком месте ее обладателям узнавать друг друга. Символ, что выражен словом либо предметно, так или иначе выражает суть некого явления, пускай и условно. Например, у Пушкина в "Вакхической песни", символ используется в словах "Да здравствует солнце, да скроется тьма", где солнце — символ разума, радости, счастья. У Горького символом предвещающим революционную бурю выступает буревестник. Подобно метафоре, символ заключая в себе значение в его переносном смысле, становится близок к тропу.
Символ приобретает индивидуальный характер в творчестве символистов. К примеру, Символ Прекрасной Дамы у А. Блока. Символизм — это течение в литературе, что возикает в конце ХIX - начала ХХ веков в Росси, будучи уже сложившимся во Франции в 70-х - 80-х годах ХIX века. Символ для символистов - знак общепонятный. Учавствуя в передаче не объективной сути явления, неся в себе индивидуальное представление поэта о реалистическом образе, он мог отличатся прежде всего тем, что собою являл явление несколько смутное и весьма неопределённое.
Множество символистов выражали идеи декаданса, были преимущественно пессимистично настроены, и все чаще создавали символы смерти и увядания. Но и среди прогрессивных поэтов символизм был весьма популярен. Символистами являлись, например, Эмиль Верхарн - бельгийский поэт, автор сборника "Города-спруты", создатель драмы "Синяя птица", бельгийский драматург М. Метерлинг, немецкий драматург Г. Гауптман, что является автором драмы "Потонувший колокол"
Раний символизм в России сформировался в 1890-1900-е годы, был представлен следующими авторами: З. Гиппиус, Д. Мережковский,К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб.
Далее в этом русле символизма появляются и выступают: А. Блок, А. Белый, С. Городецкий, В. Иванов. В эти десятилетия символизм определяляет лицо множетва журналов, таких как: "Золотое Руно", "Весы", "Аполлон". Тем не менее, серьёзные события (русско-японская война, революция 1905-1907 годов) ускоряют размежевание в среде русских символистов. И лучшие его представители - В. Брюсов, А. Блок, А. Белый - постепенно отходят от символизма.
Поэма " Двенадцать" А. Блока (1918), что стоит у истоков уже советской поэзии, соединила в себе черты как символистической, так и реалистической поэтики.